А все началось в далеком 1958 году, когда Исполнительным комитетом Сталинского городского совета депутатов трудящихся было принято решение за номером 251 от 26 июня об открытии в Центральном районе города школы-интерната на 300 воспитанников. Это была первая в нашем городе восьмилетняя школа-интернат для одаренных детей.
В первый год работы школы каждый, будь то директор, учитель, воспитатель, ученик был как говорится и швец и жнец и на дуде игрец. Все работали засучив рукава, так как здание изначально предназначалось для общежития КМК.
А коллектив педагогов и учащихся отмечены Почетной грамотой горкома профсоюза за I место в социалистическом соревновании.
В марте 1959 года руководство школы было передано Леониду Ивановичу Посылкину. С его приходом началась перестройка комнат внутри школы. Оборудовали кабинеты физики, биологии, телевизионную комнату, библиотеку, швейную и слесарную мастерские.
В 1963 году директором школы назначили Лаврентия Евстафьевича Ковганича, проработавшего в этой должности 12 лет. Под его руководством коллектив школы добился значительных успехов и был неоднократно отмечен почетными грамотами горисполкома и гороно как победитель в социалистическом соревновании среди школ-интернатов города.
В подсобном хозяйстве шла дружная работа: пионеры и комсомольцы под руководством опытных педагогов разбили ягодник – посадили малину, смородину, крыжовник, провели электричество.
В 1975 году Лаврентий Евстафьевич ушел на пенсию и директором школы назначили Петра Александровича Кусургашева. Школу поставили на капитальный ремонт, произвели частичную реконструкцию здания: сделали актовый зал, методический кабинет, кинокласс, расширили кабинет физики, создали кабинет русского языка и литературы и кабинет профориентации. В кабинет английского языка приобрели лингафонное оборудование.
На этом эпоха директоров-мужчин закончилась и 22 июня 1987 года впервые в истории нашей школы директором была назначена женщина – Зинаида Федоровна Галина, которая возглавляла наше учреждение 22 года. Сразу же начались преобразования. Первое, что было сделано – из девятилетней школа стала одиннадцатилетней. Был создан медицинский блок, организована психологическая служба. Начались грандиозный ремонт и перестройка здания.
В 1988 году усилиями воспитанников и педагогов школы-интрената под профессиональным руководством Зинаиды Федоровны была открыта загородная база отдыха «Синегорье» под Междуреченском, куда в течение трех лет ездили отдыхать и оздоравливаться воспитанники школы.
В июне 1989 года из стен школы вышли первые одиннадцатиклассники. Это было сложное время – время перемен. Но благодаря тому, что в школе сложился дружный, работоспособный коллектив единомышленников, все трудности перестроечного времени были успешно преодолены.
Шли годы, школа развивалась и совершенствовалась. И в 1996 году начался новый этап в её истории. Зинаида Федоровна решается на поистине героический поступок – в условиях социального хаоса и духовного падения российского общества конца 20 века, когда все только разрушалось, создать детский дом-школу для детей-сирот.
Беспризорных ребят собирали по всему городу. Из колодцев и подвалов в стены детского дома перекочевало 180 сирот, не знающих порой свое имя, не помнящих свой день рождения, не умеющих ни читать, ни писать… 106 мальчишек и 74 девочки оказались под заботливым крылом директора детского дома Галиной Зинаиды Федоровны и всего педагогического коллектива. Директор ставит перед учителями и воспитателями основную задачу – помочь, научить, поддержать воспитанника, обозначив основную проблему, над которой работал и работает весь педагогический коллектив: «Социальная и педагогическая реабилитация и адаптация воспитанников».
Дети пришли с разным уровнем знаний. Одни вообще не сидели за партой, и пришлось создавать класс-экстернат. Другие были с задержкой психического развития, трудно усваивали общеобразовательную программу. У третьих – нормальное психическое развитие, но большие пробелы в знаниях, связанные с отсутствием домашнего воспитания. Главная задача педагогов заключалась в том, чтобы найти способы обучения детей с ЗПР. Нужна была другая программа и совершенно иной научно методический опыт, который помог бы детям в освоении новой программы VII вида обучения. Имеющаяся на тот момент педагогика была бессильна. Педагогический опыт Макаренко более подходил для колонии. Адаптивную педагогику необходимо было дополнять многими постулатами, чтобы она прижилась в условиях вновь созданного детского дома. Много чего было испробовано и опробовано. Приглашена православная церковь, которая помогала укреплять в детях веру в человека, формировать детский коллектив и искоренять все те пагубные привычки, которыми дети были переполнены.
Несмотря на все сложности и трудности становления, уже через три года существования (в 1999 году) детский дом-школа №74 стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года – 1999».
C 2009 по 2011 год детский дом возглавлял Александр Ильязович Галин.
С 13 мая 2011 года к руководству учреждением приступила Наталья Геннадьевна Чернова.
23 января 2012 года председатель комитета образования и науки г.Новокузнецка представила сотрудникам вновь назначенного директора - Галину Петровну Насырову.