Воспитательная деятельность
Программа воспитания МКУ "Детский дом "Ровесник" на 2022-2025 г.г. (PDF, 1,8 МБ)
Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год (PDF, 626 КБ)
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс внеурочную жизнь воспитанников, дополнительное образование, культурно-образовательное пространство ближайшего социума.
Миссия детского дома – развитие личностного потенциала воспитанников, позволяющего успешно интегрироваться в открытом социуме.
Цель работы педагогического коллектива детского дома:
- создание благоприятных условий пребывания, приближенных к домашним, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- обеспечение реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;
- обеспечение комплексной системы мер по оказанию психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи детям и для успешной социализации воспитанников в социуме.
Детский дом рассматривается нами как целостный социокультурный организм, где весь воспитательный процесс опосредован формами социальных и межличностных отношений между всеми участниками.
Основными задачами воспитательного процесса являются:
- полноценное социально-психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация воспитанников, осуществляемая на принципе индивидуального подхода к детям;
- обучение и воспитание в интересах личности ребенка;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- диагностика причин трудностей, возникающих у детей и подростков, осуществление мер по их устранению;
- содействие общекультурному, интеллектуальному и личностному становлению воспитанников, развитие их творческих способностей и воображения, навыков самообслуживания, общежития и гражданского поведения, приобщение к общечеловеческим ценностям;
- формирование у воспитанников системы знаний и умений, обеспечивающих интеграцию личности в современное общество, и возможность получения в дальнейшем профессионального образования;
- воспитание духовной культуры личности как основы ее нравственной и социальной зрелости;
- охрана прав и интересов воспитанников.
Воспитательная работа в детском доме строится с учетом возрастных особенностей и характеристик воспитанников, с индивидуальным подходом. Центром педагогического процесса становится диалог между педагогами и подростком.
Постоянное проживание ребенка в детском учреждении требует от него преодоления разного рода трудностей, сложных ситуаций, затруднений, конструктивного разрешения конфликтов.
Таким образом, воспитанники нуждаются в педагогической поддержке, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
Все участники воспитательного процесса учатся жить и работать в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания, внутреннего единства детско-взрослого сообщества. В повседневной жизни детского дома создается «школа человеческих отношений» для его воспитанников, «обучаясь в которой», они приобретают новый социальный опыт.
Воспитанники детского дома, постоянно проживающие в нем, ежедневно включаются во множество различных видов деятельности, требующих коллективного, группового, индивидуального участия. Разумное чередование учебных, трудовых, интеллектуальных, художественных, спортивных видов деятельности необходимо, чтобы не возникало эмоциональной перегрузки, и чтобы каждый ребенок смог найти для себя интересное занятие.
Воспитательный процесс происходит во всех видах деятельности и реализуется по следующим направлениям:
- надзор
- уход
- организация досуга
- воспитание
- трудовое воспитание
- коррекционно-развивающая работа
- взаимодействие со школой
- подготовка к самостоятельной жизни в обществе
- профориентационная работа
- профилактика правонарушений и преступлений
- защита прав и законных интересов детей.
Проживание в детском доме подчинено утвержденному режиму дня. Режим проживания в группе относительно свободный: у воспитанников имеется свободное время, организованы зоны «уединения» - уголки, где ребенок может побыть один, отдохнуть от длительного пребывания в коллективе, создано «личное пространство» (у детей имеются личные полки, тумбочки, им предоставлена возможность свободного пользования личными вещами и бытовыми приборами).
В каждой группе имеются свои традиции: отмечаются дни рождения, проводятся праздники, встречи гостей, шефов.
Целенаправленная работа по созданию благоприятных условий проживания помогает сделать группу центром успешной адаптации, реабилитации и воспитания детей.
В результате продуманной воспитательной работы в группах у воспитанников отмечается высокий уровень психологического комфорта, так как удовлетворяются их жизненно важные потребности: в безопасности, любви, общении, в познании окружающего мира с помощью взрослых.
Воспитательная система предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в детском доме:
- занятия как специально организованную форму воспитания и обучения (воспитательские часы, которые проводятся воспитателями ежедневно в рамках реализации комплексной программы воспитания и социализации воспитанников МКУ «Детский дом «Ровесник» «Шаг за шагом»)
- нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение дня; сочетает в себе различные виды деятельности с учетом возрастных возможностей воспитанников.
С первых дней существования в детском доме стали закладываться традиции семьи. Каждый месяц проводится такой семейный праздник, как "День Именинника". Ребята ждут его с нетерпением. Для педагогов детского дома важно, чтобы каждый ребенок почувствовал, что детский дом – это его семья. Что именно для него печется праздничный именинный пирог, готовятся подарки, дружеские поздравления от учителей, воспитателей и друзей.
Не проходят мимо стен детского дома и традиционные праздники: День Знаний, День Матери, Новый год, Рождество, Масленица, 23 февраля, 8 Марта, День Победы, Последний звонок и другие. Ребята с удовольствием готовятся к ним, незаметно приобщаясь к традициям не только своего, но других народов.
Совет самоуправления "Страна движения"
Туристско-краеведческая деятельность