Профориентационная работа.
Работа психологов
Документация:
- Положение о профориентационной деятельности
- Программа по профессиональной ориентации "Путевка в жизнь" (PDF, 465 КБ)
Подготовка выпускников к самостоятельной жизни — приоритетное направление в работе педагогического коллектива детского дома.
Цель – создать условия для профессионального самоопределения воспитанников, формирование положительного отношения к труду;
- умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
- оказание психологической помощи воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии;
- обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- активация воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Работа по профессиональному самоопределению учащихся направлена на:
- изучение личностных качеств и интересов воспитанников,
- выявление склонностей, способностей и профессиональных предпочтений,
- оказание индивидуальной помощи в выборе профессии,
- информирование участников учебно–воспитательного процесса по специфике выбора профессии воспитанниками и т.д.
В начале курса по профессиональному самоопределению с учащимися 9-х классов проводится входное анкетирование.
Большая часть учащихся 9-х классов демонстрирует заинтересованность в знаниях о своих способностях, информации о различных профессиях и перспективах дальнейшего профессионального роста, что показывают их ответы в анкете.
Ведется диагностическая работа по изучению личностных особенностей и профессиональных склонностей воспитанников. Определяются сферы профессиональных предпочтений воспитанников, а также индивидуально-личностные особенности. Педагогами-психологами детского дома выявляются трудности в профессиональном самоопределении учащихся, а также проблемы личностного характера. По результатам диагностической работы проводятся консультации с воспитанниками, воспитателями и социальными педагогами.
Определяется уровень индивидуальных склонностей к различным видам деятельности и тип направленности личности. Выявляются проявленные интересы и профессиональные склонности учащихся к предметам и сферам деятельности (ДДО Климов, ориентационная анкета, карта интересов). По итогам занятий воспитанники рисуют рисунки «Моя будущая профессия». Создают сменную экспозицию фотографий на стенде «Твоя профессия в твоих руках». Посещают регулярные профориентационные экскурсии в научно-технический музей им. академика И.П. Бардина. Профориентационная работа в музее ведется по нескольким направлениям: экскурсионное, выставочное, лекционное и экспозиционное. С нами сотрудничает «Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов», ребята посещают интерактивные выставки, посвященные профессии «военный».
В центре по профориентации «Город Мастеров» воспитанники посещают занятия по темам: «врач-реаниматолог», «полицейский» и «пожарный». Будущих выпускников подробно знакомят с этими сложными профессиями и проводят для них мастер-классы. Ребята учатся вязать узлы, примеряют «боёвку», изучают виды огнетушителей и различные очаги возгорания. Задают вопросы о заработной плате и способах трудоустройства. Воспитанники проходят профориентационные пробы (создание фоторобота, снятие отпечатков пальцев, одевание боёвки, оказание мед.помощи при ожогах).
Также в «Городе Мастеров» знакомятся с работой «Почты России» - приём и отправление посылок, заказных писем. Посещают цикл занятий «Профессия стоматолог», пробуют себя в роли зубного техника, ставят учебную пломбу, учатся гигиене полости рта. Наши воспитанники посещают Кемеровский медицинский колледж, филиал в г.Новокузнецке – будущие выпускники знакомятся с профессиями: медицинская сестра, фельдшер, акушер, лаборант. С интересом измеряют артериальное давление, пеленают новорожденных, присутствуют в операционной, изучают хирургический инструмент. Воспитанники получают подробную консультацию о правилах приёма в медицинский колледж.
В рамках недели профориентации планируется и проводится экскурсия в музее им.Бардина, воспитанники посещают профильное мероприятие «Наша смена». Узнают о рабочем рынке «Евраза» и понимают, что есть шанс учиться, много трудиться и найти хорошо оплачиваемую востребованную профессию.
Систематически проводится индивидуальное консультирование воспитанников по профессиональному выбору. Определяются профессиональные интересы, оказывается помощь в профессиональном самоопределении.
Групповые профориентационные занятия с воспитанниками проходят преимущественно в форме видеоуроков: «Многообразие мира рабочих профессий», «Моя будущая профессия – кондитер», «Моя будущая профессия –полицейский», «Моя будущая профессия –пожарный», «Моя будущая профессия –спасатель», «Моя будущая профессия –автослесарь», «Моя будущая профессия –сварщик», «Профессия воспитатель» и т.д.
Профориентационные занятия проводятся с сентября по май. Совместные занятия педагога-психолога и социального педагога помогают в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Педагоги прилагают все усилия, чтобы у воспитанников сформировалось сознательное отношение к труду, произошло профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. В течение года на занятиях проводится анкетирование, в группах обсуждается специфика профессий, выявляется интерес и профессиональный выбор каждого ребенка. Используются программы Резапкиной Г.В., Меренкова А.В., методики Климова Е.А., Айзенка Г. Цель занятий - формирование представлений о направлениях и видах профессиональной деятельности, оказание помощи в личностном самоопределении и самоактуализации.
На основании результатов диагностической работы с подростками по определению склонностей и способностей к определенному типу профессий выбираются профессиональные учебные заведения - строительный техникум, педагогический колледж, новокузнецкий горнотранспортный колледж, торгово-экономический техникум, СибГУ, СГУПС.
Рекомендации социальным педагогам, воспитателям и психологам детского дома "Ровесник" по профессиональному самоопределению воспитанников:
1. Продолжать профориентационную работу с будущими выпускниками по самоопределению и выбора специального учебного заведения для продолжения профессионального обучения.
2. Помочь выпускникам окончательно выбрать профессию в реальных условиях.
4. Объяснить сомневающимся выпускникам возможности и перспективы предлагаемых профессий.
5. Проследить наличие – отсутствие медицинских противопоказаний к выбранным профессиям.
6. Уточнить возможность поступления в выбранных выпускниками училища.
7. Познакомить воспитанников с требованиями рынка труда.
8. Трудоустроить выпускников на летний период через Центр занятости.
9. Организовать образовательный процесс как гибкую систему, адаптированную к различным ситуациям личностного развития и создающую необходимое пространство для творческого и профессионального саморазвития.
10. Знакомство с различными профессиями и специальностями для определения подростком своего будущего.
11. Определить систему педагогических и психологических воздействий на учащихся, выбравших будущую профессию без учета реальных возможностей с целью их переориентации.
12. Актуализация знаний и представлений воспитанника о каждой из предпочитаемых профессий, установление соответствия способностей подростков и возможностей требованиям, которые предъявляет профессия к человеку.
13. Обсудить с воспитанниками значение и необходимость каждой профессии, условия труда и заработной платы, перспективы профессионального роста, требования, предъявляемые профессией личности, соответствие личностных особенностей школьника этим требованиям.
14. Активизировать процесс профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации и деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
15. Развить у воспитанников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
16. Сформировать положительное отношение у воспитанника к самому себе, осознание им своей индивидуальности, чувство уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии.
17. Ознакомить воспитанника со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
18. Оказать воспитаннику помощь в соотнесении их интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности.
19. Расширить профессиональные знания. Развить профессиональный интерес.
Работа социальных педагогов
Социальной службой детского дома МКУ « Ровесник» была разработана программа по профессиональной ориентации воспитанников «Путь к выбору профессии» и в соответствии с планом работы по профориентации проводится работа с выпускниками:
- организовываются встречи со специалистами Центра занятости, проводятся обзорные лекции «Рынок труда в г. Новокузнецке», «Учреждения профессионального образования г. Новокузнецка» и др.;
- организовывается трудоустройство выпускников на ремонтные работы в детском доме по договору с Центром занятости с целью развития трудовых навыков, а также навыков разумного использования заработанных денег;
- проводятся индивидуальные и групповые консультации для ознакомления с учреждениями профессионального образования города и области, специальностями, которые там можно получить (чем больше информации у воспитанников о мире профессий, о жизненных проблемах и путях их решения, тем больше вариантов выбора им представляется, тем осознаннее становятся их действия), льготами и выплатами, положенными детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- используются практикумы различных форм и направленностей:
- Профконсультации – задачи которых, дать каждому ребенку обоснованный совет по выбору профессии, соответствующей склонностям и здоровью.
- Беседа – цель более глубоко и полно рассказать о людях той или иной профессии.
- Диспут – где обсуждаем и отстаиваем свою точку зрения.
- Экскурсии – используем наблюдение и анализ.
- проводятся экскурсии в учреждения профессионального образования (Филиал Кемеровского областного медицинского колледжа в г. Новокузнецке, Новокузнецкий строительный техникум, Кузнецкий индустриальный техникум и т.д.). Специалисты по профессиональной ориентации данных учреждений подробно рассказывают о профессиях, которые можно получить в техникумах, о том в какой отрасли они применяются, показывают слайд-шоу о техникумах, представляют мастерские. В медицинском колледже старшеклассники знакомятся с кабинетами различных специалистов (процедурный, блок новорожденных детей, хирургический и др.)
- организовываются и проводятся встречи-консультации с выпускниками предыдущих лет с обсуждением требований в учреждениях профессионального образования, условий жизни в общежитии, о стипендии, о культурной жизни учебного заведения;
- проводятся беседы с выпускниками, в ходе которых обсуждаются планы на будущее;
- организовывается прохождение профессиональных проб в учебных учреждениях, которые направлены на включение воспитанников в реальные трудовые отношения.
Воспитанники осознают, что «не профессия выбирает человека, а человек – профессию».
Дальнейший образовательный маршрут воспитанников планируется индивидуально с учетом интересов, склонностей, способностей.
Трудовые права и гарантии несовершеннолетних
Профориентационная работа в новостях детского дома
2020 - 2021 учебный год
Приключения в Городе мастеров (май 2021 года)
Неделя профориентации. Художник росписи по дереву (март 2021 года)
Неделя профориентации. Информационный марафон "В мире профессий" (март 2021 года)
Неделя профориентации. Медицинский работник (март 2021 года)
Неделя профориентации. В кабинете психолога (март 2021 года)
Неделя профориентации. Дорожные профессии (март 2021 года)
Ярмарка профессий в Международный женский день (март 2021 года)
Профессиональные пробы - повар (январь 2021 года)
Архив
Тренинг по финансовой грамотности (апрель 2020 года)
Профессиональные пробы: профессия педагог (декабрь 2019 года)
Экскурсия на хлебозавод № 7 (декабрь 2019 года)
Профориентационная экскурсия в компанию 2ГИС (ноябрь 2019 года)
Профориентационная экскурсия в ресторан KFC (ноябрь 2019 года)
Разговор о профессии "Педагог" (октябрь 2019 года)
Урок успеха "Моя будущая профессия" (сентябрь 2019 года)
Будни парикмахерского класса (апрель 2019 года)
Выставка рисунков "Профессия моей мечты" (март 2019 года)
Круглый стол для выпускников (март 2019 года)
Экскурсия в НТМ им. И.П. Бардина (февраль 2019 года)
Встреча в музее "Предприятия нашего города" (январь 2019 года)
Профессиональные пробы "Город мастеров" (декабрь 2018 года)
Познавательная и вкусная экскурсия в ресторан KFC (декабрь 2018 года)
Профориентационная работа в 5 и 12 группах (декабрь 2018 года)
Открытие парикмахерского класса, или я стилистом стать хочу! (декабрь 2018 года)
Мастер-класс во Дворце им. Крупской (ноябрь 2018 года)
Стильные прически от "BIG BRO" (октябрь 2018 года)
Экскурсия на Новокузнецкий завод горнотранспортного оборудования
Экскурсия в УВД по г. Новокузнецку
Новые открытия "Города мастеров"
Профессиональные пробы в "Городе мастеров"
Путешествие в мир военных профессий
Страница обновлена 10.08.2021 года
В.О. Зырянова, педагог-психолог